Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Гипподромы, скачки, бега и рекорды
 
Легенда связывает самые первые Олимпийские игры с победой древнегреческого юноши Пелопа в состязаниях на колесницах. Тогда-то, в 776 году до новой эры, и был построен первый 'гипподром' - 'место скачки лошадей'. Это то, что мы сейчас называем ипподромом.

Насчет даты - верно. По документам установлено, что первые Олимпийские игры состоялись именно в том году. Что же касается состязаний на колесницах уже на первых Олимпийских играх, то тут вопрос еще не прояснен. Логика подсказывает: само название - гипподром - подтверждает, что лошади должны были участвовать в Олимпийских играх с самого начала их проведения. Так и считают многие историки. Но другие говорят, что лишь в XV Олимпийских играх, то есть девяносто лет спустя, в 680 году были впервые проведены соревнования колесниц. А всадники начали участвовать в Олимпийских играх и того позже - начиная с 648 года до новой эры (с XXXIII Олимпийских игр).

Соревнования колесничих происходили на ипподроме, который представлял собой прямоугольную беговую дорожку с одним закругленным концом. На этом закруглении был врыт столб, вокруг которого соревнующиеся должны были повернуть двенадцать раз. Насколько это было трудно и опасно, можно судить хотя бы по дошедшим до нас описаниям соревнований, происходивших в 462 году до новой эры. На этих соревнованиях из сорока участников лишь один не получил увечья.

Соревнования всадников тоже были очень нелегкими: от них требовалось не только быстро прийти к финишу, но и во время скачки на полном ходу соскакивать с лошади и снова вскакивать на нее, перескакивать с одной лошади на другую.

Зато победителя чествовали. Он увенчивался лавровым венком, его награждали почетным треножником и деньгами.

Естественно, что конники своей победой, а публика прекрасным зрелищем обязаны были лошадям. Это понимали все, и отношение к лошадям было соответствующее. Очень показателен такой случай: на одном из соревнований лошадь по кличке Аура сбросила всадника, прошла всю дистанцию самостоятельно, первой пришла к финишу и, как положено, остановилась перед судьями. После некоторого замешательства судьи присудили ей первый приз, и лошадь была объявлена чемпионом этих Олимпийских игр, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия были очень приятны. Как известно, победитель любого первенства, любого мирового или какого-то другого чемпионата, проиграв на следующих соревнованиях, становится уже экс-чемпионом. Победитель же на Олимпийских играх получает пожизненный титул чемпиона Олимпийских игр, даже если на следующих он проигрывает или не участвует в них. В Греции и Риме чемпионы-олимпийцы (Вообще-то правильнее говорить 'олимпиадцы', так как 'олимпийцы' - это боги, живущие на Олимпе. Но поскольку сейчас принято говорить о спортсменах-олимпийцах, мы тоже будем говорить так) получали пожизненную пенсию. Так вот, после этих соревнований Аура стала олимпийским чемпионом, получала все соответствующие почести, а после смерти на ее могиле был поставлен такой памятник, какие ставили чемпионам Олимпиад.

Когда на смену греческой культуре пришла римская, увлечение конными состязаниями (а вместе с ними и лошадьми) не прошло, а стало даже еще большим. В Риме победители конных состязаний получали колоссальные награды (15 больших кошельков, наполненных золотыми монетами, дорогие одежды), в честь них воздвигались статуи из мрамора и бронзы, создавались монументальные панно. На многих панно изображали чествование лошадей-победителей. Некоторые из них дошли до нас. Существуют и письменные свидетельства, рассказывающие об отношении к лошадям. Например, император Калигула так любил своего коня, что построил ему специальный дворец, где была 'спальня' (конюшня) из мрамора, а ясли (кормушка) из слоновой кости. Он надевал коню жемчужные ожерелья, покрывал необыкновенными попонами и даже сделал его сенатором. Облачив коня в сенаторскую мантию, он приводил его в сенат, где конь вместе с самыми знатными патрициями Рима 'обсуждал' новые законы, решал судьбы страны.

Однако это не мешало 'сенатору' участвовать в соревнованиях. Перед соревнованиями по приказу Калигулы специальные солдаты дежурили вокруг 'резиденции' лошади и строго следили за тем, чтоб никто не смел даже малейшим шумом потревожить ее. А сам Калигула в это время переселялся в конюшню, где ел и спал.

Римляне платили огромные деньги за лошадей, привезенных из других стран, превратили все поля в Сицилии в пастбища. Правда, это не отразилось на состоянии богатых патрициев. Даже наоборот: в их руках были сосредоточены все конные состязания, и патриции, объединенные в специальные общества, выгодно продавали и перепродавали коней и колесницы, хороших возниц и всадников (если они были рабами). Каждое общество имело своих 'болельщиков' - приверженцев, именовавшихся 'белыми', 'голубыми', 'красными' и 'зелеными' - по цвету одежды. Кстати, полубезумный Калигула был болельщиком 'зеленых'. Император Домициан в I веке новой эры прибавил еще два цвета - 'пурпурный' и 'желтый', но затем пурпурный слился с красным, а желтый исчез. И по-прежнему оставались четыре цвета. Постепенно все население Рима разделилось на четыре враждующих лагеря, а потом эти партии болельщиков превратились в политические партии, активно участвующие в делах государств.

Падение Римской империи - это прекращение на довольно длительное время Олимпийских игр (они восстановились вновь лишь в 1896 году), это прекращение массовых и очень трудных и опасных соревнований, в частности - конных. Однако это не значит, что соревнования конников прекратились вовсе, так же как не значит, что их не было и до Олимпийских игр. У нас нет данных о соревнованиях конников в других странах в далеком прошлом. Но они конечно же были - не могли люди, владеющие отличными скакунами, не испытывать их резвость и выносливость, не могли не соревноваться друг с другом в искусстве езды: ведь азарт, дух соревнования - это свойство человеческой натуры.

Есть старинная национальная туркменская игра - низаки-нетум. Заключается она в том, что на дорожке на особые подставки кладут последовательно пять предметов: копье, мяч, кольцо, камень и опять кольцо. Кроме того, на земле указывается место, куда всадник должен вонзить копье. На полном скаку соревнующийся должен схватить копье, вонзить его в указанное место, потом пронзить мяч, бросить в кольцо копье и тут же поймать его, затем схватить камень и метнуть его в последнее кольцо.

Так что, видимо, издавна у многих народов существовали соревнования конников. Те же национальные игры - это разве не конноспортивные соревнования?

Например, джигитовка. Издавна эти состязания были очень популярны у казаков. Определялось расстояние (чаще всего это - 300 метров). На быстро скачущей лошади всадник должен был вскакивать в седло и соскакивать на землю, на полном скаку пролезть под брюхом лошади, промчаться на лошади какое-то расстояние стоя в седле, поднять с земли различные предметы.

В Узбекистане и Туркмении существуют традиционные состязания - тенгелю ('подними платок'). На определенном расстоянии кладутся различные предметы - платок, мелкие монеты и тому подобные вещи. На полном скаку всадник должен поднять с земли эти вещи.

У азербайджанцев существует игра - папах-оюну ('отними папаху'). Пять мужчин и одна женщина, участвующие в игре, в течение десяти минут стараются сорвать папахи друг с друга. Побеждает тот, кто сорвет как можно больше папах с соперников. При этом женщина срывать папахи может, сама же она, вернее, ее платок неприкосновенен.

Казахская народная игра кыз-куу ('догони девушку') заключается в том, что на определенном расстоянии всадник должен догнать и поцеловать девушку, ушедшую со старта раньше, а потом ускакать от нее прочь. Она же должна догнать 'поклонника' и хлестнуть его плеткой.

Кабахи - военная игра, популярная у кавказских народов. На высоком, до шести метров, шесте укрепляется небольшой предмет, который всадник должен поразить выстрелом из лука или ружья или сбить копьем.

А в Грузии существует игра, в которой всадники пытаются сорвать платок с руки участника игры, ушедшего со старта раньше.

Похожая игра, называющаяся 'лисички', была и в Англии - двое всадников должны были сорвать укрепленный на рукаве девушки лисий хвост.

Вообще надо сказать, что англичане - одни из самых активных любителей конного спорта: есть сведения, что уже в XIII веке там проводились конноспортивные соревнования (правда, неофициальные, скорее это были народные игры). Регулярные скачки стали там проводиться с 1309 года. Именно в Англии еще в XVIII веке родилось одно из важнейших конноспортивных соревнований - дерби. Название соревнований - от фамилии английского лорда Дерби, который в честь своей женитьбы устроил конные состязания. С тех пор во многих странах в определенные дни (в Англии, например, четвертого июня) устраиваются традиционные соревнования трехлетних лошадей - дерби.

В Англии же появилось еще одно очень популярное теперь соревнование - стипл-чейз (иногда говорят и стипль-чез, что не совсем правильно).

Оно родилось в Ирландии в XVIII веке и поначалу было чем-то вроде народной игры: фермеры по воскресным дням устраивали соревнования - кто раньше доскачет до определенного места. Как правило, от одной деревни до другой. А чтоб расстояние было более определенным, намечали старт и финиш. Обычно это были деревенские церкви или колокольни. 'Стипл' - 'колокольня' по-английски, а 'чейз' - возглас, которым подбадривали болельщики всадников, что-то вроде нашего 'давай', 'жми', 'гони' и так далее. Итак, 'стипл-чейз' значит 'жми до колокольни'. И фермеры 'жали' - маршрут проходил не по дороге, а по прямой - через поля, через кустарники, через ручьи. Если на пути были болота (проходимые, естественно), то и через них, если встречались реки - и их следовало форсировать.

Со временем стипл-чейз 'узаконили' - это стало уже не любительским соревнованием, а официальным, были введены строгие правила. С 1837 года в Англии и с 1874 года в Чехии проводятся традиционные и очень трудные стипл-чейзы. В Чехии - Большой Пардубицкий, в Англии - Большой Национальный (Ливерпульский). Пардубицкий имеет протяженность шесть тысяч девятьсот метров, Большой Национальный - семь тысяч двести. В Чехии на этом отрезке тридцать одно препятствие, которое должны преодолеть лошади, в Англии - тридцать. Препятствия - 'мертвые', то есть закреплены неподвижно, если лошадь заденет, препятствие не разрушится, не упадет. Упадет лошадь и всадник. Причем препятствия не шуточные. Например, 'большой аксис' - живая изгородь высотой в полтора метра, за которой ров шириной пять и глубиной два метра. Если к тому же учесть, что четвертая часть трассы проходит по вспаханному полю, по которому и в хорошую погоду нелегко скакать, а в ненастную она превращается в сплошное месиво, то станет ясно, почему со старта выходят десятки всадников, а к финишу приходят единицы. А то и вообще никто не приходит - и такое бывает. Ведь кроме препятствий надо уложиться в определенное время: просрочка времени - проигрыш, даже если всадник прошел всю дистанцию.

Не все, далеко не все лошади могут участвовать в этом соревновании. Тут требуется и сила, и выносливость, и резвость, и еще многое. И тем удивительнее то, что произошло в 1969 году на таких соревнованиях. Впрочем, удивительного ничего не было, если бы в 1969 году на стипл-чейзе в Пардубицах победила какая-то другая лошадь. Должен же был кто-то победить. Да, но только не Корок.

Рождения этого жеребенка зоотехники ждали с нетерпением: ведь его родители - именитые и прославленные лошади. Поэтому все считали, что появится жеребенок высшего класса. А появился на свет уродец: передняя левая нога у него была значительно короче других. Первое побуждение зоотехников - отправить калеку на бойню: зачем оставлять жить и мучиться? Но нашлись люди, которые то ли пожалели жеребенка, то ли на что-то надеялись. Они купили жеребенка за мизерную цену и стали за ним ухаживать. Через некоторое время Корок - так назвали жеребенка - показал, что ненормальная нога ему совершенно не мешает: он прекрасно бегал, прыгал, брал препятствия. На него приезжали посмотреть даже из далеких хозяйств. Уродец бегает и даже прыгает. Причем настолько хорошо это делает, что его воспитатель предложил испытать Корка на Пардубицких соревнованиях. Видимо, многие были против, но очевидно и то, что воспитатель этой лошади был упрямый человек. Или очень уж верил в своего питомца. Но так или иначе, Корок был допущен на Большой Пардубицкий стипл-чейз. И: выиграл соревнования. Это была сенсация. Да такая, что газеты и радио, кино и телевидение многие месяцы не могли успокоиться - печатали статьи и передавали в эфир очерки, делали телепередачи и снимали фильм об этой лошади и ее тренере.

А на следующий год все кончилось: Корок отказался взять одно из препятствий. До него он добежал отлично. Перед препятствием остановился как вкопанный, и никакие силы не могли сдвинуть его.

Значит - конец? Победа в 1969 году хоть и была сенсацией, но, видимо, явилась чистой случайностью. Так думали все специалисты или, по крайней мере, многие. О чем думал Корок - никто не знал. Но на следующих соревнованиях, которые состоялись в 1971 году, он относительно легко прошел все расстояние, преодолел все препятствия и, обойдя своих соперников, пришел первым! Но и это не все: в следующем, 1972 году он снова, в третий раз, стал победителем!

Такова история хромой, или, как ее называли, 'колченогой', лошади, которой не помешал ее недостаток трижды стать чемпионом мира в труднейшем состязании - стипл-чейзе.

Стипл-чейз - это и самостоятельные состязания, это и часть соревнований, которые называются троеборьем, - соревнований, состоящих из трех частей: помимо стипл-чейза в него входят манежная езда и полевые испытания.

Троеборье было включено в программу Олимпийских игр в 1912 году и впервые проводилось в Стокгольме. Любопытно, что участвовать в них могли военные. С 1920 года в Олимпийском троеборье стали участвовать и гражданские лица, однако лишь мужчины. Только в 1956 году в Мельбурне женщинам было позволено участвовать в олимпийских конных состязаниях.

Но прежде чем говорить о нем и о других конноспортивных соревнованиях, необходимо кое-что сказать о лошадиных аллюрах.

Аллюр - это ход лошади вообще. Различают четыре аллюра.

Шаг. На шагу лошадь последовательно отбивает о землю четыре удара: правой задней, правой передней, левой задней, левой передней. Считается, что в среднем лошадь делает 10 шагов в минуту, проходя при этом до 120 метров. Бывает еще шаг прибавленный, сокращенный, свободный.

Рысь. Во время этого аллюра лошадь делает два удара о землю - одновременно двумя ногами - левой передней и правой задней, правой передней и левой задней. Рысь тоже бывает средняя, прибавленная и сокращенная. На средней рыси лошадь теоретически (конечно, часто и практически тоже) делает от 120 до 180 шагов и пробегает в минуту метров 200-250. Лучшие лошади развивают скорость до 20 километров в час (то есть больше 300 метров в минуту).

Галоп. Это - скачкообразный аллюр, когда лошадь попеременно отрывает от земли обе передние и обе задние ноги. Галоп - самый быстрый аллюр лошади: за минуту она проходит метров 600-900.

Иноходь. Довольно редкий аллюр, когда лошадь выносит вперед сначала ноги одной стороны (скажем, правой), затем другой (левой).

Есть еще целый ряд аллюров, выработанных у лошадей искусственно в школах верховой езды.

Это коротенькое отступление о лошадиных аллюрах нужно потому, что в некоторых соревнованиях они имеют значение: если лошадь пойдет не тем аллюром, который требуется, ее могут снять с дистанции, отстранить от участия в соревнованиях.

В стипл-чейзе аллюры не имеют значения. Ни в том случае, когда это самостоятельные соревнования, ни тогда, когда это часть троеборья. А вот в другой части троеборья - манежной езде - это важно: тут всадник демонстрирует смену аллюров - с шага переходит на галоп или на рысь и так далее. Оценки, кроме всего прочего, зависят от четкости и точности такого перехода.

Манежная езда проводится в первый день троеборья.

Во второй день - полевые испытания. Они делятся на четыре части: сначала езда по дорогам. (Расстояние может быть и 10 и 20 километров.) Потом - стипл-чейз. Он короче, чем Пардубицкий или Большой Национальный - от 2800 до 4200 метров.

И препятствий меньше (два на каждый километр), и они не такие трудные. Потом - движение по дороге, а затем кросс по пересеченной местности (длина маршрута от 5700 до 7400 метров, количество препятствий - четыре на километр).

И наконец - конкур. Это преодоление тридцати препятствий на определенном маршруте (длина его 750-900 метров), который надо пройти со скоростью не ниже 650 метров в минуту.

Соревнования в конкуре, как и в стипл-чейзе, могут быть и самостоятельные. Но тут уж конкур высшего класса: тут восемнадцать препятствий, высота которых может быть около двух, а ширина - три метра, ширина канавы, которую лошадь должна перепрыгнуть, - пять метров.

Еще один вид конноспортивных соревнований - выездка.

Если участники конкуров, стипл-чейзов и троеборья одеты с предельными удобствами - короткие сапоги, рейтузы в обтяжку, короткие курточки, шапочки, - то участники выездок одеты вроде бы очень неудобно: цилиндры, фраки, высокие сапоги, платок на шее. Да и соревнования какие-то странные - лошадь то ходит, то бежит как-то боком, что ли, то вроде бежит на месте. Но даже самый отъявленный скептик и ворчун не удержится и залюбуется работой лошади и человека на небольшой - размером двадцать на шестьдесят метров - площадке. А когда он увидит, как устали лошадь и человек после такой 'пустяковой' выездки, поймет, что это очень нелегкий труд. А сколько труда (и какого!) стоит за этой выездкой, сколько надо терпения и воли, чтобы обучить лошадь делать полупируэты и пируэты - поворачиваться на сто восемьдесят и триста шестьдесят градусов или пассаж - двигаться ритмичной рысью, выдерживая такт, соблюдая определенные паузы во время переходов на диагональ (то есть с передней правой и задней левой на переднюю левую и заднюю правую и наоборот), как нелегко научить лошадь делать пиаффё - заставить ее бежать на месте рысью, высоко поднимая при этом ноги. А есть еще множество других упражнений - вольты, серпантин и так далее. И родились эти упражнения не на манеже - это уж потом они стали элементами соревнований. А когда-то это было жизненно важно для конников, участвовавших в боях.

До появления огнестрельного оружия требования к лошадям были одни, с появлением огнестрельного оружия - другие. Лошадь уже должна не только мчать всадника, она должна уметь менять аллюр и круто поворачивать, останавливаться на полном скаку и быстро ложиться. Именно тогда появились элементы, которые мы сейчас видим на соревнованиях по выездке.

Все, о чем мы говорили до сих пор, относится к верховой езде. А ведь есть и другой вид конноспортивных соревнований. Вернее, он был всегда, появился раньше верховых соревнований. И мы об этом уже говорили. Речь идет о состязаниях на колесницах.

После гибели Римской империи ипподромы стали забывать, а кое-где и совсем забыли: ведь соревнования всадников не требуют таких условий, как соревнования на колесницах. Даже часто наоборот: нужна пересеченная местность, нужны длинные дороги. Но вот возродились соревнования на колесницах, а вместе с этим возродились и ипподромы. Конечно, 'колесницы' стали совсем иные - легкие, маневренные дрожки. Вначале они были четырехколесными, потом люди усовершенствовали их, сделали двухколесными, облегчили вес - довели до 20 килограммов - и назвали качалками. Бега (так стали именоваться эти соревнования в отличие от верховых - скачек) требуют не меньшего мастерства от наездников (так называются участники бегов в отличие от участников скачек, которые называются жокеями), не меньшей тренировки, выносливости, силы. Это все относится и к лошадям. Кстати, бегами или рысистыми испытаниями эти соревнования называются потому, что тут лошадь должна бежать рысью, и только рысью. Это обязательное условие. Если лошадь вдруг перейдет на галоп, то через двенадцать скачков ее снимают с соревнования, хотя потом она может пытаться 'исправиться'. Но это не учитывается - закон соревнований суров.

Ну, раз мы говорим о соревнованиях, о спорте, то надо обязательно хоть вкратце сказать и о результатах, то есть о рекордах. Ведь какой же спорт, какие же соревнования и состязания без рекордов!

При раскопках, которые производили археологи в прошлом веке вблизи озера Ван, там, где когда-то был ипподром правителей царства Урарту, нашли необычную стелу. Возраст ее определен - без малого три тысячи лет. На стеле имелась надпись. Когда ученые прочитали ее, то очень удивились: надпись сообщала, в частности, что 'с этого места конь по имени Арциви... прыгнул на 22 локтя'. Как говорит В. Б. Ковалевская, подробно разбирающая этот факт, 22 локтя равнялись современным 11 метрам и 22 сантиметрам либо 11 метрам и 44 сантиметрам.

Знатоки лошадей удивились не меньше ученых: ведь официальный рекорд, зафиксированный тогда, был несколько больше шести метров. Напомню, что стела была найдена в конце XIX века. Потом установили новый рекорд - 8 метров и 40 сантиметров. Его побили в 1950 году - на соревнованиях в Ашхабаде результат был 8 метров 72 сантиметра. Но ведь не одиннадцать с лишним метров! Может быть, урартийцы прихвастнули? Или неверно измерили? В это трудно поверить. Но ведь и рекорд такой кажется невероятным. Вернее - казался. До тех пор, пока венгерский спортсмен Чендлер не показал, что лошадь способна прыгнуть на 11 метров 28 сантиметров. Но побил ли он урартский рекорд? В этом можно было еще сомневаться (ведь длина локтя, как мы говорили, точно неизвестна - либо 11 метров 22 сантиметра, либо 11 и 44). Но вот спортсмен из Германии Бергман побил его без сомнения: в 1975 году его конь прыгнул на 22 метра 16 сантиметров.

Рекорд по прыжкам в длину, продержавшийся почти три тысячелетия, был побит.

Но соревнования на прыжки лошадей в длину устраиваются редко, так же как и по прыжкам в высоту. Поэтому, очевидно, и держатся рекорды долго: на момент, когда писалась эта статья, рекорд по прыжкам в высоту был поставлен в 1949 году в Чили - лошадь по имени Хуаз прыгнула на высоту 2 метра 16 сантиметров.

Впрочем, и на бегах побить рекорд непросто. Так, установленный в 1937 году рекорд был побит только в 1969-м: в 1937 году лошадь прошла милю (1609 метров) со скоростью 1 минута 55 секунд, в 1969-м - 1 минута 54 секунды. Одна секунда решила все!

Есть рекорды на дальние расстояния, на выносливость и скорость прохождения многокилометровых дистанций, рекорды, которые ставятся в течение многих часов и многих дней. И лошади-рекордисты очень высоко ценятся.

Конечно, лошади-рекордисты, лошади-чемпионы очень нужны. Но ведь нужны и просто лошади...

Юрий Дмитриев
 
КОНЕтоп Rambler's Top100 Rambler's Top100 top 10 AllBest.Ru SUDAR